Шри Рагхунатх Дас Госвами
<...>
Рагхунатх был столь непритязательным к внешним условиям, что долгое время не имел даже хижины отшельника. Однажды он сидел на берегу Радха-кунды и повторял Святое Имя. Внезапно из кустов появился огромный тигр, подошёл к Рагхунатху, посмотрел на него, спустился к воде, попил и удалился. Рагхунатх продолжал повторять мантру как ни в чём не бывало. Свидетелем сцены стал Санатана Госвами. Поражённый случившимся, он взмолился: «Рагхунатх, пожалуйста, довольно жить под деревом, построй себе скромное жилище. Не пренебрегай моим советом».
На следующий день Рагхунатх соорудил себе крошечный шалаш из сухих сучьев и соломы. Его пренебрежение к бытовым условиям порой не укладывается в сознании. Насколько отречёнными были Санатана, Рупа и другие госвами, но Рагхунатх в отречении превосходил их всех.
Ещё живя в Пури, Рагхунатх поначалу просил милостыню у ворот Храма. Затем, чтобы, как он думал, не смущать умы паломников, перебрался к чхаттре, где богатые горожане раздавали прасад нищим. Однако после ушёл и оттуда, посчитав, что не вправе претендовать на то, что другим положено по карме.
Непроданный и протухший прасад отдавали коровам. Прасад, который протухал настолько, что к нему не притрагивались даже коровы, доставался Рагхунатху. Его дневной порцией была разбавленная в воде и посоленная пригоршня протухшего прасада. Однажды во время трапезы к нему в гости пришел Махапрабху: «Рагхунатх, я слышал, ты по-прежнему пируешь, но теперь в одиночку. Я пришел просить у тебя прасада».
Отведав угощения, Махапрабху сказал: «За свою жизнь Я перепробовал немало прасада Джаганнатха, но такого вкусного ещё не ел!»
Какого же вкуса был тот прасад? Очевидно, что его вкус – не от мира сего. Сколько же должно было быть веры у Рагхунатха в прасад Господа, чтобы питаться гнилым рисом, который не то что люди, не могли есть даже коровы. И это притом, что он был сыном одного из богатейших людей Индии? Последние годы во Вриндаване его дневным рационом была чашка гхолы (подсоленной простокваши) в день. Для человека из плоти и крови это невозможно. Такие души, как Гос-вами, приходят из другого мира, поэтому им под силу подобные отречения. Если обычный человек попытается вести такой образ жизни, то умрёт от истощения.
Во Вриндаване Шрила Рагхунатх Дас Госвами изучал труды своего учителя Рупы Госвами, сформировавшего науку о расах – эмоциях в преданном служении, высшей из которых является мадхура-раса.