Скорбь и воздаяние
В другой раз я был очень огорчен. А известно, что Бог не утешает душу и не показывает ей подобного, если нет опасности и страшных искушений, когда это бывает необходимо. Не просто так и не случайно.
Итак, во время моей безмерной скорби, как и раньше, полный света, на кресте, явился Иисус и, наклонив голову, мне напомнил: „Смотри, сколько Я перенес ради тебя!“ – и все мои скорби исчезли, как дым.
Что нам сказать о столь великой любви, которую являет нам Господь, чтобы нас спасти! А мы из-за малейшего искушения все это забываем, хотя там, где искушения и скорби, находится Христос. Но скорбями называют не переживания и попечения о том, как прожить, а скорби ради Христа. Гонения, страдания ради спасения другого, подвиги ради любви Христовой и сопротивление искушениям. Когда ты бедствуешь до смерти ради Христа. Когда терпишь несправедливые оскорбления и поношения. Когда все презирают тебя, как впавшего в прелесть. Тогда по справедливости Господь утешает душу и веселит ее.
Однажды я очень сильно скорбел, потому что вся моя жизнь была сплошным мученичеством, и больше всего я страдаю за других, – когда хочешь их спасти, а они тебя не слушают, и ты плачешь и молишься, а они смеются, и над ними властвует искуситель. И когда я находился в печали и сильной боли, пришел в созерцание. И, будто бы шагая, оказался на некоем поле – вся земля как белый снег. И я недоумевал, весь изумленный. Как оказался я в таком прекрасном месте? И искал, каким путем оттуда уйти, чтобы кто-нибудь меня не отругал, так как я вошел туда без разрешения. И, смотря с любопытством по сторонам, чтобы найти выход, я увидел дверь, ведущую в подземелье, и вошел туда. И это был храм нашей Пресвятой Богородицы. И там сидели прекрасные юноши, одетые в чудесные наряды. И у них были красные кресты на груди и на лбу. И поднялся с трона один, бывший как будто военачальником и одетый в более блистательный наряд, и говорит мне:
– Иди сюда, – говорит, – ибо мы тебя ожидаем.
И предложил мне сесть.
– Прости меня, – говорю я, – я недостоин сесть там, но для меня достаточно стоять здесь, у ваших ног.
И, улыбнувшись, он оставил меня и подошел к иконостасу, к иконе Пресвятой, и говорит:
– Госпожа и Владычица всех, Царица ангелов, Пречистая Богородице Дево! Покажи Твою благодать сему рабу Твоему, который так страдает ради Твоей любви, да не будет он поглощен скорбью!
И вдруг от иконы изошло такое сияние и явилась Пресвятая, в полный рост, такая прекрасная, что от этой красоты – в тысячу раз светлейшей солнца – я упал на землю, к Ее ногам, не в силах на Нее смотреть, и, плача, взывал:
– Прости меня, Мамочка моя, что я в своем неведении Тебя огорчаю!
И так, поистине плача, пришел я в себя, мокрый от слез и полный радости» .
Попытаемся теперь передать часть послания, написанного старцем своей матери, братьям, родственникам и друзьям.
«Возлюбленная моя матушка со всеми моими братьями, сестрами, родственниками и друзьями, радуйтесь все о Господе!
Я в добром здравии по молитвам наших родителей и прародителей. Радуюсь и благодарю Бога за то, что Он удостоил меня обрести такой великий и небесный дар – носить великий и ангельский образ и называться монахом, – меня, недостойного такого дара.
Да будет слава милостивому, благоутробному и благому нашему Отцу, Который не отвратился от меня, но помиловал меня, как блудного сына. Избрал меня из мира и привел на Святую Гору, в этот земной рай.
И душа моя пылала, и я желал узнать о вашем здоровье, душевном и телесном. Но заповедь Господня, говорящая: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин», вынуждает меня забыть не только родителей, братьев, родственников, но даже собственное тело. И все рачение и любовь души желают впредь быть обращенными к Богу. Душа хочет смотреть на Него и Его созерцать. Молиться, искать, принимать подходящие лекарства для очищения сердца и возрастания духовного человека...
Мое желание, горение моего сердца, моя божественная любовь, постоянно воспламеняющая мою утробу, направлены к тому, чтобы спаслись души, чтобы были принесены нашему сладчайшему Иисусу словесные жертвы. Единственное мое желание – увидеть, что все мои: мать, братья и их чада – стали чадами Божиими. Что все стали божественной жертвой, благоугодной святому Богу… Ах, если бы кто-нибудь был рядом со мной, слышал мои молитвы, воздыхания моего сердца, видел и слезы, которые я проливаю за своих братьев! Всю ночь молюсь и взываю: „Или спаси рабов Твоих, Господи, или и меня погуби – мне не нужен рай!“ Если всю силу души и сердца мы изливаем ко Господу всяческих за весь мир, сколь более за вас?
Итак, послушайте меня, смиренного и ничтожнейшего монаха, и не презирайте меня как неученого и безграмотного. Откройте свои душевные очи, чтобы увидеть, что находится за пределами этой жизни. Мирские люди любят мир, потому что еще не познали его горечи. Они еще слепы душой и не видят, что скрывается за этой временной радостью. Не пришел еще к ним мысленный свет, не воссиял еще день спасения. Однако вы, видевшие и слышавшие столько, должны уразуметь, что временные наслаждения проходят, как тень. И время нашей жизни бежит, проходит и не возвращается назад. А время нынешней жизни – это время жатвы и собирания плодов. И каждый собирает пищу, насколько возможно чистую, и откладывает для другой жизни.
Приобретает не умный, вежливый, красноречивый или богатый, а тот, кого оскорбляют и кто великодушно переносит, кого обижают и кто прощает, на кого клевещут и кто терпит, тот, кто делается губкой и очищает все, что слышит, все, что ему говорят, каким бы оно ни было. Он очищается и просветляется более других. Он достигает высокой меры. Он услаждается созерцанием таинств. И, наконец, он еще здесь находится в раю...
Посему, братья мои добрые и возлюбленные, если кого-то обижают в этом мире и он захочет найти справедливость, пусть знает, что она – в несении тяготы своего брата, ближнего до последнего дыхания и в терпении всех печалей настоящей жизни. Ибо каждая скорбь, которая приходит к нам – будь то от людей, или от бесов, или от нашего собственного естества, – всегда несет в себе соответствующее приобретение. И кто преодолевает ее с терпением – получает плату: здесь – залог, а там – все полностью...
«Духовный опыт старца Иосифа Исихаста» (Пер. с греч. А. Крюкова)